Слово на 150-летие основания станицы Отрадная
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, возлюбленные о Христе Воскресшем, мы слышим Евангельские слова Господа: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».
И мы поистине счастливы тем, что пребываем в ограде Истинной Христовой Церкви, как мы сами исповедуем в Символе веры: «веруем во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», ибо как учит священномученик Киприан епископ Карфагенский: «вне Церкви нет спасения». Мы должны быть уверены в том, что находимся в ограде Его Святой Церкви, непорочной Невесты, хранящей верность своему основателю Христу, Который стяжал Её честною Своею кровию. Св. ап. Павел учит нас: блюдите, како опасно ходите (Еф.5,15), то есть внимательно смотрите за собой, а ап. Петр говорит: трезвитесь, бодрствуйте, ибо противник ваш диавол, как лев рыкающий, ищет, кого поглотить (1 Петр.5,8). Одновременно мы должны помнить и предупреждение Господа о том, что когда Он придет второй раз судить людей, Он вряд ли найдет веру на земле (Лк.18,8).
Мы знаем, что хранительница Истины Церковь направляет своих чад на пути правые, ведущие ко спасению и к жизни вечной. Мы знаем обетование Господа, что врата ада — все силы зла — не одолеют Его Церкви, но мы не должны забывать и того, что искуситель будет действовать так, чтобы соблазнить, если возможно, и верных. Поэтому когда наши уста произносят за каждым утренним молитвенным правилом и божественной Литургией слова Символа веры, то этим свидетельствуем, что мы верим в Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Но что значит: верить в Церковь? Верить, что она существует? Нет. Верить в Церковь — значит знать, ЧТО она такое есть, и чем она не является. Это значит знать не только Евангельское учение, но и учение Святых Апостолов, их Апостольские Правила и постановления Соборов святых отцов и учителей Церкви. Ибо как можно исповедовать то, о чем и представление не имеешь? Так и верить в Церковь, не зная веры и правил Церкви — всё равно что ездить на машине, не зная правил дорожного движения. В обоих случая мы легко можем погибнуть.
Мы должны также помнить, что Истина имеет лицо, а ложь — маску, личину истины, образ благочестия. Это хорошо видно на примере евангельских фарисеев и книжников, напускавших на себя вид благочестия и праведности, а внутри богоотступников и богоубийц. Поэтому Господь и сказал о них: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! И как плачевный результат их нераскаянности и лукавства: Се, оставляется дом ваш пуст!
Прошедший уже 20 век — век экклисиологических ересей, то есть век ересей о Церкви. Этот век породил, если так можно выразиться, «талантливых преемников» древних ересиархов, нападающих ныне и искажающих Богом откровенную Святой Церкви Истину. И самое главное для нас сейчас — чтобы не опутал нас отец лжи диавол, словно паутиной, тонкой лукавой сетью соблазна, льстящего человеческой гордыне, состоянием пагубной духовной прелести. Мы должны быть на страже своего спасения. Отражать от себя греховные искушения врага нашего, воюющего против нас, мстящего человеку за то, что душа одного человека стоит всего мира, лежащего во зле, ибо ради спасения столь слабого существа как человек, Бог отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него обрел жизнь вечную. Ведь об одном кающемся грешнике радуется множество ангелов на небесах. И в этой борьбе человек стоит перед выбором, что ему избрать: жизнь или смерть, быть с Богом или отдать себя во власть диавола.
Поэтому как необходимо сейчас нам молитвенное обращение к Богу мудрого витии российского, святителя Филарета Московского: «Соблюди в нас православную веру в ея чистоте и силе».
Много говорится сейчас о некоем православном возрождении, о возвращении к историческим, духовным истокам, но пока мы не откроем нашего сердца Богу, пока мы не проявим, по слову преподобного Серафима Саровского, благословенной решимости созидать и возрождать, пока мы не возжаждем православной духовности, нам не дастся ни то, ни другое. Все счастья земного бытия будут рушиться точно так, как разрушилась Вавилонская башня, построенная дерзновенной гордыней ослепленного грехом человечества. Нам необходимо принять духовный совет епископа Смоленского Иоанна (Соколова), выдающегося русского богослова. Отмечая опасность переходного времени, Владыка обращает наше внимание словами: «Если ты верно не сознаёшь, в чем именно зло, из которого ты должна возродиться, и где добро, в котором ты должна обновиться… твое заблуждение страшно, под внешним видом возрождения ты можешь войти в ложную жизнь».
Сегодня мы отмечаем 150-летие с того дня, когда это поселение было узаконено и ему монаршей волей было усвоено наименование «Отрадная». И наше сегодняшнее торжество состоит не в том, чтобы шумно и разгульно отметить этот славный юбилей, а молитвенно, по-христиански, ибо это время не безудержного веселия и бесстыдства, не время преумножения грехов, а время духовной радости и осознания того, что Господь в Своем долготерпении милует нас и, наказывая нас, испытывает нас и дает нам драгоценное время для молитвы, для нашего покаяния, для памяти о тех, кто был с нами, любил, надеялся, прощал и получил прощение у Бога, дабы и нам получить прощение грехов наших.
И возвращаясь к евангельскому завету нашего Господа пребывать в истине, будем следовать Апостольским правилам и соборным установлениям Св. Церкви, направляя течение нашей жизни в спасительное русло, проторенное подвигами и трудами святых нашей Церкви. Святые Апостолы и Отцы учат нас, чтобы мы праздновали праздники не в пьянстве, бесчинных песнях и разгуле, а в молитве и причащении Христовых Тайн, делании милостыни нашим ближним и врагам нашим, людям презираемым и осуждаемым, потерявшим веру и надежду на Бога. Говорит пророк Исайя: «Удалите злые деяния ваши, перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом. Когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не прячься. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его» (Ис.1,16-17, 55,7).
Все мы хотим прожить дольше, но мало кто знает, что для этого нужно. Между тем, Библия говорит нам, что нужно делать: «Чти отца своего и мать свою, чтобы ты долголетен был на земле» — это четвертая заповедь закона Божия ныне забыта.
Апостол Павел учит нас: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, дабы оно доставляло благодать слушающим. Прощайте друг друга. Жены, повинуйтесь своим мужьям как Господу, а мужья любите своих жен как самих себя. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, а отцы пусть не раздражают детей своих, но воспитывают их в учении Господнем» (Еф.5-6).
А если мы скажем, что устарели эти святые, завещанные Христом Его Церкви, истины, мы погрешим перед вечным спасением бессмертной нашей души.
Там, где возвещаются эти истины Христовы, где блюдется в чистоте вера, где обличается зло и возвещается путь добра — там несомненно есть истинная Церковь Христова, там истинные пастыри, заботящиеся о спасении душ человеческих. И наоборот, где возвещается ненависть, где нет покаяния в грехах, где молятся с еретиками на форумах и саммитах, где пастыри скрывают от людей яд греха и блажат и льстят им — там ложная церковь и лжепастыри в овечьих шкурах. Об этом нам нужно знать, чтобы вместо овчарни Христовой не войти случайно в пещеру волков и вертеп убийц. Только истина освободит нас, сказал Господь, истина во всем – в вере и в делах.
Но чтобы избежать и отразить грех, мы должны оттрясти от себя сон греховной беспечности, облечься духовно во всеоружие Божие и отражать от себя соблазны, помня, что всякий делающий грех, есть раб греха и раб диавола, и вместе с ним наследует геенну огненную. Свободитель от сего бедственного состояния души и тела есть Сын Божий: «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Доверимся Ему, возложим на Него нашу надежду, все наши скорби, и Он оправдает нашу веру, ибо Бог в отличие от людей не может лгать.
Да сохранит нас Господь от соблазнов мира сего, да пребудем мы все в любви Его, ибо Бог есть любовь и пребывающий в любви, в Боге пребывает.
Да почиет над местом сим благословение Божие! Да оградят его и нас святые ангелы-хранители наши от всякого зла, и молитвы церкви небесной и торжествующей в Боге да помогут нам стяжать доброе христианское жительство здесь, на земле. Да преумножатся среди нас добродетели христианские: вера, надежда и любовь! Аминь.
Казанский храм, ст. Отрадная.
5 мая 2007 года