ДокументыПревоиерарх

ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ

ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ФЕОДОРА
АРХИЕПИСКОПА СУЗДАЛЬСКОГО И ВЛАДИМИРСКОГО
ПЕРВОИЕРАРХА РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ АВТОНОМНОЙ ЦЕРКВИ

г.Суздаль, 2012 год

«Пусть чистота живет в ваших членах; 
будем настраивать себя на благородные мысли, 
будем блистать делами света, 
украсим себя чистой жизнью, 
чистым сохраним тело – храм обитания Духа»
Свят. Иоанн Златоуст

Возлюбленные и всечестные во Христе собратия архипастыри и пастыри, честное во Христе иночество и боголюбивая паства Российской Православной Автономной Церкви!

Вновь к нам по милости Божией приходит время, как дар любви нашего Бога, время спасительных дней Святой Четыредесятицы! Время сугубых молитв, время духовных подвигов, время спасительных трудов для стяжания и приобретения благодати Божией, которая немощная врачует и оскудевающих восполнит.

Дням Святой Четыредесятицы предшествуют недели, которые называются подготовительными. Через свой Богослужебный чин Святая Церковь обращает наше внимание на определенное состояние человеческой души. Пред нашим взором предстали и мытарь, и фарисей. Предстал образ их поведения и молитвы. Святая Церковь заботливо указала нам, что для человека полезны не показное смирение и упоение своими исключительными положительными качествами, а искренняя молитва, исходящая от трепещущего человеческого сердца, сокрушающегося от сознания собственной своей греховности. Ведь каждый из нас в силу определенных жизненных ситуаций проявляет в своих поступках ошибки фарисея и реже всего приходит в состояние кающегося мытаря.

Далее Святая Церковь обратила наше внимание на осознание греховности блудного сына, а именно тогда, когда он пришел в себя. Когда он понял что источником всех его бед, является он сам, а не любодейцы и пияницы, или жители той страны, где он был обворован и презираем. Когда его уста смогли произнести то, что говорило ему сердце: согрешил на небе и пред тобой, Отец. И уже не как сын, а как слуга, как батрак он смог перешагнуть через себя, через свою гордыню и возвратиться в покинутый им родительский дом.

Все мы в той или иной степени подобны блудному сыну, и ради призрачных земных благ, ради мнимого благополучия или, наоборот, ради карьерного роста, угождая сильным мира сего, мы покидаем отеческий дом, Святую Церковь, где нас учили святости, благочестию. Там, где наша душа была защищена от происков злых человек и злых духов. Мы покинули ограду Святой Церкви и предали себя, свою жизнь одной цели: угождать и потакать всем греховным притязаниям мира сего. Прийти в храм, совершить молитву, проявить свое благочестие нам становиться неловко, стеснительно и обременительно. Мы боимся, что окружающие нас не поймут и осудят, хотя само это общество лукавых граждан уже осуждено, ибо сказано: оставь мертвых погребать своя мертвецы.

И уже на самом пороге, который мы собираемся переступить и войти через двери великих дней Святого Поста, Церковь напоминала нам о последнем историческом дне бытия мира – Страшном Суде. И, хотя в Святом Евангелии и в книге Откровения Святого апостола и евангелиста Иоанна об этом событии повествуется достаточно пространно, а в некоторых эпизодах более подробно, Святая Церковь предлагает в этот день довольно краткую притчу о Страшном Суде, которая изложена в Евангелии от Матфея. Несмотря на сжатость Евангельского повествования, мы имеем полноту того, как это событие произойдет. Как произойдет разделение людей, какие грозные слова будут произнесены Небесным Судией для одних представителей человечества, и какие слова, исполненные всемилующей любви, услышат другие. И как для одних этот день будет исполнен великой радости и торжества, а для других – это будет день отвержения и страшного терзания в геенне огненной.

И уже переходя порог, за которым остаются позади нас прожитые нами дни и годы, Церковь напоминает нам о грехопадении наших прародителей, о том, как нарушена была заповедь Божия и как вошел в мир грех, а вместе с ним смерть и проклятие. И следствием этого падения явились изгнание прародителей из Эдемского сада и помрачение лучших качеств души в человеке, а вместе с тем и изменение в сотворенном Боге мире, где вместе с человеком и «вся тварь состраждет даже до ныне.»

Грядущие дни Святой Четыредесятицы уже открыты для нас. Мы входим в осенение их святости не одни, нас ведет заботливая Чадолюбивая Мать-Церковь, которая совлекается праздничных своих одеяний и облекается ныне в одежды смирения и сетования о грехах чад своих. Она молится с нами, она назидает нас, она плачет и воздыхает вместе с нами. Сорок дней определены для нас, как сугубые дни молитвенного бдения, в подражание сорокадневному Посту Господа нашего Иисуса Христа, когда Он, Сын Божий, был искушаем от сатаны. Ведь и мы в той или иной форме подвергаемся воздействию Злобного духа – пакостника плоти, – возмущающего наше внутреннее состояние и пытающего свести и наш молитвенный подвиг на нет, ввести нас в уныние и похитить у нас и угасить или, по крайней мере, умалить тихий духовный свет возженной Великим постом духовной Лампады. Это он сеет во время Поста среди наших близких и дальних разделение и ссоры.

Сейчас наша Святая Церковь осиротела, в мир иной жизни вечной ушел наш Первоиерарх, Высокопреосвященнейший Владыка, Митрополит Валентин. Дни великого говения мы встречаем без него, но под его духовным водительством, которое он определил для нас в своем духовном Завещании, а также примером всей своей жизни, для которой был призыв Божественного Агнца: будь верен даже до смерти. Исходя из окружающей нас враждебной обстановки и всевозможного давления извне, Дни святого Поста будут омрачены нападками на нашу Церковь, на вас, нашу паству. Сможем ли мы устоять так, как смог устоять изнемогающий в физических недугах приснопоминаемой Владыка Митрополит, как его больного, немощного могли судить, могли на него клеветать, могли поносить и отлучать, и устраивать духовную травлю. Но кто нас отлучит от любви Христовой? Ни скорбь, ни теснота, ни глубина – ничто нас не может отлучить от любви Божией.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский поэтому и говорит: «понуждай себя на всякое доброе дело, так как сказано: Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11, 12). Сейчас многие наши современники и наше современное общество пытаются поститься. Есть люди, которые отказываются от вкушения мяса, многие следуют всевозможным диетам. Но Православный пост – это не просто воздержание от скоромной пищи, а прежде всего это забота о своей души. О ее чистоте и о проистекающей от этого нравственном состоянии человеческой жизни, о тех необходимых духовных подвигах для приобретения благ неземных в жизни вечной.

Нам необходимо принять на себя подвиг покаяния, воздержания и плача за свои беззакония. Если мы их намерены осуществить, то должны спросить себя, есть ли у нас, та благословенная решимость, о которой говорил преп. Серафим Саровский. Отвратимся ли мы от тех мерзостей, которые ежедневно творим: блуда, пьянства, осуждения, гордыни, коварства, обмана, жестокосердия, несоблюдения правил и традиций Православной Церкви? И если мы скажем: мы не можем понести этого подвига, ибо мы немощны и слабы, то Господь наш уже говорит нам: дерзай, чадо, сила Моя в немощи совершается.

Образ Торжества блаженной жизни вечной являет нам Воскресение Христа. Поэтому все движения человеческой души направляются Святой Церковью именно к встрече человеческой души с Воскресшим Христом и обретение у Него озарения жизни вечной и стяжания царствия Божия, которое, по слову Спасителя, есть внутри каждого из нас.

Во времена наших праотцев в России в дни Великого Поста закрывались на это время театры и увеселительные заведения, потому что было не только весомым слово Церкви, но, прежде всего, потребность в этом была у человека, который через подвиг воздержания просил Господа: возьми от меня бремя тяжкое греховное.

В наши дни ничего не меняется в нашей жизни. Изо дня в день, из года в год клокочущей рекой соблазна, искушения увлекают человека в погибель. Не остается ни сил, ни желаний, ослаблена грехом сила воли у многих из нас, чтобы отключить телевизор на это время, потому что мы уже тот «народ, который не слушает гласа Господа, Бога своего, и не принимает наставления» (Иереем. 7,23).Это о нас говорит пророк Божий Иеремия: «Стыдятся ли они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют» (Иереем. 6,15). Грех имеет свое пребывание в сердце и совести нашей. Сердце человека – это поле вечной битвы. Из сердца появляется семя греха. Из сердца произрастает он при нашем содействии. Мы сетуем, что не можем в полной мере посвятить себя молитвенному подвигу и доброделанию духовному, да послужат для всех нас назиданием слова святителя Иоанна Златоуста: «Не говори мне, что для человека, занятого делами, невозможно проводить целый день в молитве. Можно, и как легко!.. В молитве нужны не столько звуки, сколько мысль; не воздеяние рук, но возношение ума; не наружный вид, но внутренний смысл…» (Свят Иоанн Златоуст).

Сердцеведец Господь стоит у дверей сердца каждого из нас Он стучится и стучится настойчиво в дверь сердца каждого из нас. И если мы откроем Ему наши сердца то, вместе с Ним войдет Благодать, Мир, Радость всепрощения. Грядущий за днями святой Четыредесятицы свет Воскресения Христова явит для нас свет неземной и божественной радости о Христе воскресшем.

Возлюбленные о Христе собратия архипастыри, благочестивые пастыри, честное иночество, боголюбивая паства! Да благословит нас всех Господь на предстоящий подвиг Великого поста, воспользуемся временем, отпущенным для приобретения духовного стяжания, будем как можно чаще приступать к спасительным Таинствам Исповеди и Святого Причащения Тела и Крови Христовой!

Да очищенными душами внидем с Вами в Божественную радость Пасхи Христовой, спасительной и светозарной, и в духовном ликовании встретим Христа Воскресшего, победившего смерть и даровавшего нам велию милость.

Смиренный
ФЕОДОР
___________________________________
Архиепископ Суздальский и Владимирский.